Михаил Шмаков обратил внимание на то, что широко обсуждаемая сейчас Стратегия пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации имеет самое прямое отношение к трудовым отношениям. Авторы этой стратегии признают то, что отвергалось ранее экономическими теоретиками, - пенсия – это отложенная часть заработной платы.
«В 2002 году с введением единого социального налога была кардинально изменена пенсионная система, началась пенсионная реформа. Сейчас, через 10 лет, мы возвращаемся к тому, что пенсионную реформу надо продолжать, совершенствовать те механизмы, которые за 10 лет показали свою неэффективность», - отметил М.Шмаков.
Не стоит забывать, что профсоюзы еще в 2002 году выступили против единого социального налога и отказа от страховых принципов формирования и выплаты пенсии. В 2010 году был принят закон об отмене единого социального налога, возврате к страховым принципам сбора пенсионных взносов и взносов в фонды обязательного медицинского и социального страхования.
М.Шмаков заявил, что, в целом, «предлагаемая Стратегия пенсионной реформы как идея может быть поддержана профсоюзами. Другое дело, что у профсоюзов есть к Стратегии и свои замечания...».
В чем можно поддержать данную Стратегию, с профсоюзной точки зрения?
Во-первых, в ее рамках формируется трехуровневая система пенсионного обеспечения, которая учитывает интересы разных категорий работников. Первый уровень – это государственное обязательное пенсионное страхование. В соответствии с законами работодатель должен 22% с выплаченной зарплаты перечислять в пенсионный фонд. На втором уровне - добровольное, или корпоративное страхование пенсии в негосударственных пенсионных фондах. Третий уровень - индивидуальное пенсионное страхование. Тот, кто имеет возможности и доход, позволяющие участвовать во всех трех уровнях, будет, достигнув пенсионного возраста, получать выплаты из трех этих финансовых систем.
Во-вторых, нельзя не отметить установление коэффициента замещения заработка работника, выходящего на пенсию. В результате тех перемен, которые планируются, этот коэффициент будет не менее 40%. Это уже можно считать прогрессом.
Далее М.Шмаков обратил внимание на те замечания, которые есть у ФНПР к предложенной Стратегии. Если посмотреть на срок, необходимый для получения полной пенсии, то формула правительства предполагала 40 лет. Сейчас эта цифра скорректирована до 35 лет, что приветствуется профсоюзами. Однако ФНПР отстаивает необходимость сокращения этого срока до 30 лет, потому что это покрывает различные риски, которые возникают у человека в период его активной деятельности. В частности, это: период ухода за детьми, периоды обучения, которые не входят в трудовой стаж для получения пенсии.
«Накопительную составляющую из обязательного государственного социального страхования необходимо исключить, – отметил Председатель ФНПР. - Все 22%, которые работодатель перечисляет в фонд социального страхования зарплаты, надо перевести в солидарную часть. Тогда мы практически полностью избавимся от дефицита пенсионной системы, за что ее постоянно критикуют. С другой стороны, мы поставим в одинаковое положение всех работников, за которых выплачиваются взносы в фонд пенсионного страхования».
Негосударственные пенсионные фонды, по мнению М.Шмакова, должны предлагать гражданам выгодные схемы дополнительного пенсионного страхования. Гражданин должен лично выбрать, вносит он туда добровольно свои средства или не вносит.
Председатель ФНПР подчеркнул, что, необходимо как можно скорее сформировать надежную и эффективную пенсионную систему для наемных работников, за которых регулярно платятся взносы в рамках обязательного государственного пенсионного страхования, и ответил на многочисленные вопросы журналистов.
Департамент общественных связей ФНПР
|